Прошли 3 дня 16-го Российского Интернет Форума. Много было всего интересного, много было пустого и ненужного, но мероприятие это тем и ценно, что там ОЧЕНЬ много всего-всего и каждый в любом случае сможет найти в нем то, что именно ему будет ценно и полезно.
Хочу поделиться одним своим наблюдением. Касается оно моего любимого SEO. Ранее оно же уже было справедливо в отношении контекстной рекламы, но теперь по отзывам многих, кого я слышал на РИФ, это во многом подтвердилось и для продвижения сайтов в поисковых системах. Итак - по многочисленным отзывам и репликам на РИФ 2012 можно сделать вывод о том, что В ОБЩЕМ и ЦЕЛОМ для большинства коммерческих тематик в сети продвижение сайта методами SEO начинает не окупаться прямыми продажами, полученными на сайтах по этому каналу. Т.е. вложенный в SEO рубль не отбивается продажами с сайта. Точнее сказать - уже не отбивается мгновенно и сейчас, как это во многих случаях было раньше.
Еще некоторое время назад реальная прибыль с продаж с сайта, полученных через SEO, для большинства сайтов была существенно выше расходов на продвижение. Но вот уже все чаще и чаще мы слышим, что это правило не соблюдается - вложения в SEO, а это был и остается самый эффективный канал привлечения трафика, не отбиваются как раньше (цитата - “выходим на прибыль только после 2-й или 3-й продажи одному и тому же клиенту"). Уровень конкуренции по большинству коммерческих запросов в Рунете чрезвычайно высок и продолжает увеличиваться. Новые алгоритмы поисковых систем, серьезно подвязанные на поведенческих факторах, плюс такие технологии как “Спектр", дополнительно консервируют и сужают топ, т.е. существенно уменьшают возможность все новым и новым сайтам занять выгодные для себя позиции в результатах поиска.
И я думаю, что так и должно было случиться в конечном итоге. И это все разве не повторяет истории оффлайн бизнеса? Надо ли в сложившейся ситуации бросать SEO? Ну вот этого на РИФ к счастью никто и не заявлял. Просто если раньше достаточно было дать сеошнику нормальный бюджет, тот сделает свою работу (если сделает, но это отдельная тема), сайт выйдет в топ и можно сразу качать прибыль, то сегодня - это всего лишь первый этап. А далее все только начинается и предстоит серьезная работа - комплексный маркетинг, аналитика, борьба за конверсию сайта, повышение качества обслуживания клиентов, повторные продажи, работа с репутацией и пр. пр. И это реально очень большой список... Игры в интернет-бизнесе кончились, начинается серьезная каждодневная работа!
P.S. К счастью, еще есть ниши, где это еще не выполняется. Я сам знаю множество примеров (их становится с каждым годом все меньше), но тендеция такова, что скоро это начнется у всех! А вы готовы?
P.P.S. Часто приходится слышать от своих коллег такое: “Зачем туда ехать? Ведь ничего интересного и нового там не будет." Могу ответить на этот вопрос. Озвучу главную концепцию, которой я пользуюсь при посещении таких масштабных мероприятий, как РИФ. Выработал я ее несколько лет назад и с тех пор очень успешно использую. А концепция эта следующая - старайтесь как можно больше посещать секций, которые не являются для вас профильными. Нет, конечно, есть ряд секций, которые ты просто обязан посетить по своей теме, так как пропустить их просто нельзя. Но все же лучше “с высоты птичьего полета" попытаться охватить то, что является смежным, на что постоянно нет времени и даже кажется, что и нет желания разбираться - читать книги, ходить на семинары... Но РИФ дает возможность за небольшое время окунуться во все это и составить себе представление обо всем, что есть в Интернете, так сказать, охватить всем фронтом, сформировать наиболее общюю цельную картину. Вот за что я люблю РИФ. Люблю также и за то, что на своих “родных" секциях я никогда не слышу ничего для себя нового. И это тоже очень для меня важно.