А знаете почему?
В учебнике для 3-го класса по математике госпожа Петерсон спрашивает детей (стр.82): « Как разделить 188 на две равные части, чтобы в каждой из них получилось 100?»
Ответить на этот «математический» вопрос, рекомендованный Министерством образования РФ, предлагаю вам, мои дорогие читатели блога.
Усложняю задачу. Если разгадаете, то попробуйте привести хотя бы один довод в защиту того, почему такие задачи должны быть именно в учебнике «математики», а не на последних страницах дешевых газетенок в разделе «для тех, кому нечего делать».
Удачи!
P.S. Внимание! По техническим причинам обсуждение данной темы продолжается в смежной ветке - "Математика Петерсон, часть 2".
Продолжение разговора об учебниках по математике и методике преподавания математики по Петерсон также читайте в сообщении "Отзывы о программе и учебнику Математика Петерсон, часть 3".
Представляю, как мог бы выглядеть учебник Петерсон по экономике.
Вопрос: "У вас есть 100 руб. Как за 5 минут увеличить свой капитал до 1000 рублей?" Ответ: "Пририсовать 0"!
Ответить
28.11.2006
Уважаемый Леонид!
Специально открыл страницу с приведенной Вами задачей. Это же одна из трех задач из раздела: ЗАДАЧИ-ШУТКИ! Почему вы это не указываете? Видимо, даны для того, чтобы дети учились не подходить к решению проблем однобоко и не сдавались, если что-то не получается, искали другие возможности.
У меня оба ребенка обучились по этой программе, и я очень доволен! С математикой никаких проблем, любимый предмет. Не оттащить их было от учебника! (Кстати, я специально наводил справки, когда дети шли в школу, относительно уровня успешности детей по разным предметам в зависимости от программы. Результат - по Петерсон с большим отрывом впереди!
По поводу образования Л.Г. Петерсон (www.apkppro.ru) - д.п.н., директор Центра Школа 2000 АПК и ППРО , лауреат премии Президента РФ в области образования.
Так что не вводите людей в заблуждение.
Я бы любому родителю посоветовал именно по этой программе ребенка отдавать!
Ответить
10.04.2007
"...чтобы дети учились не подходить к решению проблем однобоко и не сдавались, если что-то не получается, искали другие возможности"? Это Вы по поводу задачи деления 188/2? :)
Хотите сказать это Петерсон дает для тех, кто не знает таблицы умножения, но тоже имеет шанс получить 5 по математике за "смекалку"?
А в то, что, обучаясь по Петерсон, дети уходят "в отрыв", я бы не стал говорить, это все чистой воды "пропаганда" сверхмодной программы. Все мы обучались по классике, у многих ученая степень, многие работают в высокотехнологических областях, где без математики никак. А те, кто идет по Петерсон еще и школы не заканчивали... Уверен, что уровень подготовки у них процентов на 20 от нашего совкового. Время покажет...
И еще... много раз слышал от родителей, что те, кто учился по математике Петерсон, все равно, попадая в 5 классе на обычную программу, буквально "буксовали" на месте, в отличие от своих сверстников - вот это да!
11.04.2007
"...все это чистой воды "пропаганда" сверхмодной программы"
Знаете, "сверхмодным" становится далеко не все то, что пропагандируется, а только то, что дает результат. Наша школа с 91 года работает по Петерсон. И я своими глазами вижу результаты. Так что пропаганда здесь непричем.
Теперь, что касается средней школы: один уже прошел 5-6 по Петерсон, у второго к сожалению, обычная программа, учитель не готов по Петерсон. Проблема у сына единственная: слишком легко. Не самая серьезная проблема, согласитесь, учитывая, что всегда можно найти дополнительные материалы.
Что является действительно ценным: ОН САМ ИХ ИЩЕТ И ПЫТАЕТСЯ НАЙТИ ТО, ЧТО ВЫЗОВЕТ ЗАТРУДНЕНИЕ.
И еще: оба моих ребенка абсолютно не технического склада, мы с женой думали, что с математикой будут самые серьезные проблемы!
И, наконец, по задаче еще раз: ДА, ИМЕННО ЭТО Я ИМЕЮ В ВИДУ! Таблица умножения вряд ли понадобится им в жизни, а вот привычка не сводить все свои проблемы к стандартному лобовому решению - обязательно! Кстати, с таблицей умножения не было тоже никаких проблем. Было так: по рекомендации Петерсон (см. методички) учеников не надо заставлять ее учить. Пусть пользуются конспектами. В процессе решения интересных для них задач, они ее запоминают по тому же принципу, по которому Вы запоминаете понравившуюся Вам песню.
Результат - отсутствие снижения мотивации к изучению математики.
А как Вам такая задача (2 класс): Во 2 "А" 30 учеников, во 2 "Б" на 5 меньше. Сколько учеников во 2 "В"?"
Мой старший в свое время попался, говорит: "20"? :)))
Отлично, что мой сын во втором классе узнал о том, что не все задачи в жизни имеют корректное решение. И ответ: "Задача не имеет корректного решения" - тоже может быть правильным ответом. И если ребенок аргуметирует с математической точки зрения отсутствие корректного решения в задаче 188/2, то это тоже правильный ответ.
Я так прицепился, потому что помню, как мой радовался, когда сообразил, что надо по центру зачеркнуть 188!
Для того и раздел - задачи-шутки!
И последнее: да, это действительно другие дети и другое время. И я бы никогда не согласился, чтобы в нашем полностью изменившемся мире наших детей учили так, как учили нас. Хотя бы потому, что мы, со своим "совковым" образованием и учеными степенями по факту неконкурентоспособны сегодня. Китай, чьи дети занимают ведущие места на математических олимпиадах, игрушек за год продает на сумму, соизмеримую с объемом экспорта нашей нефти.
К сожалению.. Может быть наши дети что-то исправят благодаря таким задачам?
P.S. Конечно же, мое высказывание не стоит понимать как то, что если все будут учиться по Петерсон, через некоторое время мы все расцветем. Но то, что эти учебники дейстивтельно приучают наших детей ДУМАТЬ - это факт!
11.04.2007
«Таблица умножения вряд ли понадобится им в жизни…». Это место мне больше всего понравилось. Не поделитесь, а чем они будут заниматься в жизни? Или Вы хотите сказать, что математика Петерсон этот постулат берет за основу всей программы?
А по поводу Китая и того, что он “игрушек за год продает на сумму, соизмеримую с объемом экспорта нашей нефти” – я согласен. Только все эти игрушки у нас с вами – зайдите в магазин.
12.04.2007
Что за бред? Какие задачи шутки? В учебнике ничего на эту тему нет, никаких опознавательных знаков. Да, значек у этой задачи обведен и заштрихован, но вот что это значит? - нигде в книге нет указаний на этот счет. А может это не задачи-шутки, а задачи из области высшего разума?
14.09.2007
Попробуйте эту задачу решить с помощью множеств, которые по этому учебнику как раз и изучаются в 3 классе. Два пересекающихся множества с общей частью в 12 элементов и собственной частью в 88 элементов. Всего в двух множествах 188 элементов и при этом в каждом множестве по 100 элементов.
05.02.2008
Не слишком ли "укуренно" для 3-го класса? Как пятна Роршаха - каждый в этой задаче видит проблемы своего математического мышления.
Вот Вам еще одна задача на ту же тему, для развития того же самого навыка, но, увы, не математики. Предлагаю эту задачу в тот же учебник засунуть.
Вот задача: чему равно 6 + 9. Утверждаю, что ответ: 8.
Если хотите - можете решать ее множествами.
05.02.2008
Помню-помню эти учебники...
24.03.2008
Вот сидим и все пытаемся вникунуть в эту мудрую примудрую систему! полный бред!я не могу понять этих закорючек,учитель видимо не удосужился объяснить, ибо петерсон идет как дополнительное и якобы самостоятельное изучение!!закорючки и непонятные мешки и знаки и бредовые картинки-нет я против, по старинке объяснила- понял , показала, решил , дала задание самостоятельно- все правильно сделал- здесь же вот устроили семейный консилиум , а толку- ноль!!
16.04.2008
Дорогие мамочки! Мне жалко вас и ваших деток. Не повезло вам с учителем, может и человек хороший, но программу не приняла, вот и не идет она у нее. Я живу в маленьком городке, никто меня не заставлял работать по 2100, скорее наооборот пришлось доказывать, что имею право работать по любой государственной программе. У меня уже третий раз первый класс по 2100 (первые были по 2000). Результаты прекрасные, детям интересно, мне интересно, а родителей я тоже учу - раз в месяц объясняю что и как будем изучать. Одно из достоинств программы - возможность обучать разноуровневых детей. А дети у нас в поселке очень разные. Треть класса - хоть сразу во второй, треть - пед. норма (простите, дети каждый по своему уникален), а треть - родители, кажется, с ними не общались до школы. Как мои ребятки раскрываются, как рассуждают! В старшей школе учатся прилично и, главное, хотят учиться. Не сказала бы, что дома с ними много занимаются, многие и рады бы, да просто некогда, но сказки на ночь детям читают. А репетиторство в нашем поселке в начальных классах просто не принято. Одна ученица после 3 класса уехала в Петербург. В 4 успехи были даже выше, чем у нас в 3, а вот в 5 съехала - кончился запас прочности от 2100.
Очень многое зависит от учителя. Вы пишите, что кто-то перешел на занковский русский язык. Коллеги работают, а мне очень не нравится. Есть коллега, которая взяла 2100, вот у нее в классе как вы пишите. Не понимает человек программу, но решила, что для имиджа надо. Поэтому я считаю, что не программу надо выбирать в начальной школе, а учителя, которому интересно работать по программе (любой).
И еще, программа 2100 работает по принципу мини-макса: даем много, а спрашиваем строго по стандарту ( он един по любой программе). Благодаря мини-максу мы не теряем одаренных детей, не обижаем менее талантливых, мы просто учимся. А стандартные работы решаем легко, а наши дорабатываем в индивидуальном порядке..
Ольга, учитель начальных классов уже 20 лет.
03.07.2008
Основной постулат, как мне кажется, можно было бы сформулировать так: не жизнь для математики, а математика для жизни.
Нам всегда говорили: выучи таблицу умножения, законы сложения и вычитания(начальная школа), а потом выучи, что такое логарифм, синус, косинус, как правильно брать интеграл. Выучи, выучи. Отсюда две вещи: первое - у большинства детей математика к старшей школе вызывает отвращение, потому что НЕИНТЕРЕСНО, а второе, как следствие - дети ее просто забывают. Доказательство очень простое: кто из уважаемых посетителей данного форума помнит определение логарифма? :) думаю, только профессиональные математики-ученые и преподаватели.
Что дает этот учебник? Умение размышлять, находить разные пути решения задач, доводить дело до конца, логично выстраивать доказательства своих утверждений, умение вести дискуссию. При этом, кстати, никто не отменяет, прошу заметить, НЕОБХОДИМОСТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФОРМУЛ И ПОНЯТИЙ. Здесь нет ситуации либо-либо. Вопрос лишь в том, с помощью какой методики их изучать - тупым заучиванием или самостоятельным открытием с учетом возможностей ребенка? Петерсоновские дети в среднем решают любые задачи, тем более тривиальные, на голову лучше остальных. Посмотрите любые срезовые исследования по этому поводу, пообщайтесь с учителями. Кстати еще один миф про то, что только продвинутые дети могут учиться по Петерсон. Этот учебник используют даже коррекционные классы, и дети там догоняют обычные классы к средней школе. И понятно почему: коррекционный ребенок не может запомнить много информации, и по обычной программе он просто поплывет и быстро станет "неудачником".
И еще: вы предлагаете судить об учебнике по одной приведенной задаче, а таких задач в учебнике от силы 5%25, и даны они как дополнительные в разделах типа "задачи-шутки". Еще раз обращаю на это внимание. Между прочим, это первое, что сказал мой ребенок, прошедший программу Петерсон, когда прочитал Ваш блог. Никто из взрослых, как я посмотрю, на этот факт внимания не обратил:))
А что касается Китая и игрушек, вы своим возражением лишь подтвердили мысль, которая доносилась с помощью данного примера.
26.08.2008
Я уже не раз слышу про то, что мол задачка эта из раздела задачек-шуток. Да нет в учебнике вообще никаких разделов и никакой информации о том, как должна восприниматься та или иная задача. Шутка то в том, что все в нем навалено в КУЧУ!
А все, чем вы хвалите эту программу - это описание какой-то идеальной программы, от которой программа Петерсон далека, очень далека.
26.08.2008
Уважаемый Владимир, Вы глубоко ошибаетесь в том что Петерсоновские дети лучше решают задачи. Многие родители (мои знакомые, дети которых учаться по петерсоновской программе) дополнительно занимаются со своими детьми математикой по старинке или по другим программам. Я уже приводила пример, когда наш петерсоновский класс проиграл, споткнувшись на очень лёгкой задаче (за забором 8 кошачьих лап. Сколько кошек за забором?) Наши дети (отличники!) ответили что могут быть и две и четыре кошки (может они на задних лапах стоят) и т.д. Ответов у них было много. Хотя задача очень лёгкая и правильный ответ 2 кошки. Это разве здорово? Даже со стороны логики. Откройте учебник за второй класс и посмотрите как в скользь дети проходят таблицу умножения. А таблица умножения пригодится не только в средней или старшей школе, но и в дальнейшей жизни (хотя бы при покупке продуктов в магазине). Да, соглашусь многим вычисления синусов и косинусов и др. в жизни не пригодилось и не пригодиться (если они конечно выбрали соответствующие профессии), но знать это хотя бы в познавательных целях нужно.
На сколько я понимаю здесь в основном говориться про начальную школу (1-4 класс), а начальная школа должна в первую очередь научить детей считать, правильно понимать условия задач, всё это у детей должно быть отработано! и только потом в средней школе можно преподавать логику (факультативно в обычных школах или в обязательной программе в математических школах). Так было в советское время и на мой взгляд более правильно. Потому что некоторые люди напрочь лишены логического мышления и научить их не возможно! Но при этом, это могут быть выдающиеся люди, но в других областях сфер деятельности, где логика или математика не столь необходима.
А теперь возьмём средне - статистического 8 - ми летнего ребёнка и попробуем ему объяснить, сначала что 100 поделить на 2 будет 50 (что арифметически верно), а затем 188 поделить пополам и получим два раза по 100 (что с логической точки тоже может быть). А вот теперь представьте что твориться в головах наших 8 -ми летних детей и пример я Вам уже привела (задача с кошками).
Не в задачах - шутках всё дело, а дело в том что в петерсоновской программе нет отработки и закрепления материала. Дети считают плохо , в голове полная чехарда и с этим "багажом" они переходят в среднюю школу. Хорошо если они смогут навести порядок в этом "багаже", а если нет? Хорошо если у родителей есть время что бы лишний раз позаниматься с ребёнком. А если этих возможностей нет? Хорошие же специалисты (особенно это касается бухгалтеров) нас ожидают. Хочешь число подели на 2, а хочешь подели пополам т.е. ручкой почиркай по числу.
Математика - это точность и закономерность. Это не игра в догадайся сам. А вот на сколько математика интересна, это уже зависит от учителя. С хорошими учителями сейчас тоже проблемма.
26.08.2008
Леонид, извиняюсь за качество сканирования, но просто зайдите и убедитесь, я все-таки раскопал учебник ребенка и отсканировал эту злополучную страницу :)))) http://webfile.ru/2189266 и специально для Вас выделил красным то, что это все-таки ЗАДАЧА-ШУТКА :))
Вот меня только удивляет, Вы с такой уверенностью что-то доказываете, но не проверяете даже страницу, на которую сами делаете ссылку. Как-то несерьезно совсем.
Кстати, способность системно подходить к решению любой задачи, проверять решения учебник Петерсон воспитывает прекрасно. Убедился на собственном ребенке.
28.08.2008
Марина, поскольку Вы представительница прекрасного пола, думаю, вполне нормально, что Вы правы, а я глубоко ошибаюсь : )))) Такова наша мужская миссия – глубоко ошибаться, чтобы Вам жилось лучше, и слава Богу :)
Я нисколко не претендую на правоту в последней инстанции, да и может ли она быть в дискуссии такого рода? Обучение ребенка в школе - процесс очень сложный, успех зависит от массы факторов, а не только от выбранного учебника, верно?
Здесь есть прямая аналогия относительно приведенной Вами задачи с кошками: действительно, означает ли, что если за забором 8 лап, то там 2 кошки? Я вам скажу так: я бы предпочел, чтобы мой ребенок проиграл в соревновании, но не сказал бы «правильный ответ однозначно две». А знаете почему? Потому что их на самом деле может быть не две и стоять они могут на задних лапах : )) Никогда не видели такой сцены? :) Очень трогательная картина, скажу я Вам :) и эта задача, как мне кажется, полностью отражает нашу с Вами жизнь. И если дети будут лишены в школе шанса смотреть на задачи с разных сторон, искать недостающие условия для принятия однозначных решений, а будут находиться в плену шаблонов «правильно/неправильно», то как они смогут быть успешными сегодня? В продолжение этой истории очень советую посмотреть Вам фильм «Общество мертвых поэтов». Уверен, Вы получите колоссальное удовольствие, даже если решите остаться правой. Кстати, в качестве бонуса, на мой взгляд, ребята отлично потренировались в умении достойно проигрывать, даже если ты уверен, что решение судьи несправедливо.
А что до таблиц умножения, я согласен и с Вами, и с Леонидом: конечно нужна, и не только для покупок в магазине. Просто фишка в том, что дети ее быстрее запоминают, когда нет тупого заучивания. Не видел ни одного петерсоновского ребенка, кто ее не знает к концу начальной школы.
Тем не менее уверен, что такие дети есть. Но, Марина, такие дети есть везде – и учащиеся по этому учебнику и нет. Потому что главные действующие лица в начальной школе – это учитель и родители. Учитель, которого по разным причинам близко к школе подпускать нельзя, по любому учебнику «угробит» ребенка, в том числе и по Петерсон. Поднимаю обе руки в поддержку тезиса о том, что для успеха по Петерсон уровень профессионализма учителя должен быть выше.
Но если кто-то компьютером забивает гвозди нельзя же в конце концов винить в этом разработчика компьютера?? :)
У моего сына был одноклассник, мама с боем его пробила в наш класс (обычных детей, не отбранных), только чтобы учился по этим учебникам. Его не брали потому, что у него было замедленное развитие, граничащее с патологией. Ей посоветовали психологи, которым она показывала ребенка перед школой. И знаете – парень ожил на глазах, к 4-му классу стал одним из лучших, при том, что основным его делом стал спорт.
Так что резюмируя, скажу одно: логическому мышлению действительно нельзя научить. Можно лишь дать шанс ребенку его самостоятельно развить, и не только это. Учебник Петерсон увеличивает этот шанс. Но не гарантирует успех. Для этого еще предстоит, как кто-то здесь сказал «уделить ребенку время», или как-то так :)
28.08.2008
Уверяю Вас, что в моей редакции учебника надписи ЗАДАЧИ-ШУТКИ не было. Это 100%25. К сожалению не могу в ответ предоставить скан. Но я перепроверял в свое время раза 3.
28.08.2008
Не совсем понятен Ваш сарказм, Владимир. Наличие ума, совершение ошибок и т.д. от принадлежности к мужскому или женскому полу разве зависит? В мире достаточно глупцов как мужчин, так и женщин.
Кстати Л.Г.Петерсон это Людмила Георгиевна, это тоже женщина. Что то не вяжется с Вашим сарказмом относительно прекрасного пола который "всегда прав" и вы как мужчина благосклонно несёте эту миссию.
28.08.2008
Марина, извините, что не написал в предисловии: вступление-шутка :))) Ну ок :) здесь главное избежать того, что в классике жанра называется "поворотом Клеопатры". Чтобы было проще, прочитайте, плз, мое предыдущее сообщение без первого обзаца :)
02.09.2008
Уважаемый Владимир!
Качество сканирования подтвердило, что и так известно: в учебнике гр-ки Петерсон нет никаких "задач-шуток". Есть учебник-шутка. Только смех он вызывает сквозь слезы.
14.09.2008
Владимир, как бы кошки там не стояли, хоть на задних лапах, хоть на передних, их там может быть только 2, т.к. кошки не инвалиды..
4 кошки может быть только в том случае, если все 4 кошки будут с 2 лапами, т.е. инвалиды... правда, если продолжить мысль в этом направлении, то кошек может быть и 8, и больше, и 0, но это уже кадры из фильма ужасов..
30.09.2008
На мой взгляд, Петерсон, из точной, фундаментальной науки, математику превратила в сплошной балоган! У меня сын учится во втором классе и мне приходится ему объяснять, что такое периметр, диагональ и как вычислить диагональ в прямоугольнике!!!! В учебниках об этом нет ни слова, а задачи по этим вопросам есть!!!!!!!!!!! Это задачи, как минимум, пятого-шестого класса!!! Это не учебники - это сплошные комиксы со слезами детей!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
21.11.2008
Просто не мог пройти мимо.
В этом так называемом учебнике за первый класс нет вообще ни одного объяснения. Ни одного определения, В нем вообще ничего не объясняется. Передо мной встала задача объяснить ребенку, как решаются простейшие уравнения. В этом "учебнике" не раскрыты понятия слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. Как следствие, нет правил нахождения неизвестных слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого. Очевидно, ребенок для их поиска должен выработать в себе "смекалку".
Я безрезультатно уже некоторое время пытаюсь найти, какие ЗУНы (знания, умения, навыки) по окончании первого класса должен иметь мой ребенок по окончании первого класса, обучающийся по курсу Петерсон.
Если кто-нибудь может дать ссылку в инете, буду очень признателен. (Учительница мл. классов такими сведениями не располагает).
Что хуже всего безуспешно ищу выложенные в инете учебники математики для начальной школы советских лет. И тоже не нахожу....
Ответить
28.04.2008
про учебники советских лет,у меня друзья живут в калужской области- так вот там, по таким учебникам занимаются- по советским-я сравниваю уровень знания математике их детей и их ровесников в москве- угадайте- где лучше!? в деревне))а учебники они собирали по библиотекам областным- деревенским- выкупали))и сдают в школу- подклеенные- переклеенные,но оочень содержательно хорошие))
28.04.2008
Не смогла удержаться, чтобы вам не ответить.По поводу уравнений в 1 классе по методике Петерсон. Дети действительно не оперируют понятием слагаемое, сумма и т.д., но в совершенстве владеют понятием часть и целое-это понятие из жизни, из их жизненного опыта, позволяющее им решать уравнения.
23.11.2008
мда... у самой за плечами очень сильная математическая школа, высшее экономическое, красный диплом, но, когда встал вопрос по какой программе отдать детей, даже не сомневалась, что о Петерсоне речи не будет. до сих пор помню их задачу из "игралочки" Петерсона (дет сад для детей 4-5 летнего возраста): нарисована зайчиха и куча зайчат, перед зайчихой нарисованы несколько коробок молока, плюс одна в лапах, вопрос: "хватит ли молока на всех зайчат, если в каждом пакете по два стакана?" представляете?! 4-5 летние детки?! сразу сказала тогда воспитателям, что мы будем использовать эту книженцию как раскраску, не более. так что, гуд бай Петерсон! интересно, а у нее дети есть? :)))
Ответить
07.09.2008